КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО SAE J300
Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300.
Степени вязкости моторных масел SAE J300 2015
Класс вязкости по SAE | Низкотемпературная вязкость | Высокотемпературная вязкость | |||
Проворачиваемость1), МПа·с, mах, при темп.,°С |
Прокачиваемость2), МПа·с, max, при темп.,°С |
Кинематическая вязкость3),
мм2/при 100·С min max |
При высокой скорости сдвига4), МПа·с, при 150°С и 10^6 c-1, min |
||
0W | 6200 при -35 | 60000 при -40 | 3,8 | - | - |
5W | 6600 при -30 | 60000 при -35 | 3,8 | - | - |
10W | 7000 при -25 | 60000 при -30 | 4,1 | - | - |
15W | 7000 при -20 | 60000 при -25 | 5,6 | - | - |
20W | 9500 при -15 | 60000 при -20 | 5,6 | - | - |
25W | 13000 при -10 | 60000 при -15 | 9,3 | - | - |
8 | - | - | 4,0 | 6,1 | 1,7 |
12 | - | - | 5,0 | 7,1 | 2,0 |
16 | - | - | 6,1 | 8,2 | 2,3 |
20 | - | - | 6,9 | 9,3 | 2,6 |
30 | - | - | 9,3 | 12,5 | 2,9 |
40 | - | - | 12,5 | 16,3 | 3,5 (классы 0W-40, 5W-40, 10W-40) |
40 | - | - | 12,5 | 16,3 | 3,7 (классы 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40) |
50 | - | - | 16,3 | 21,9 | 3,7 |
60 | - | - | 21,9 | 26,1 | 3,7 |
1) ASTM D 2602 - имитатор холодного пуска CCS; проворачиваемость коленчатого вала 2) ASTM D 4684 и D 3829 - мини-ротационный вискозиметр MRV; Присутствие любого напряжения сдвига обнаруживаемое данным методом означает непрохождение теста независимо от значения вязкости; 3) ASTM D 445 - стеклянный капиллярный вискозиметр; 4) ASTM D 4683 - конический имитатор подшипника; CEC-L-36-A-90 (ASTM D4741 и ASTM D5481); Примечания: 1 cP = 1 мПа с; 1 cSt = 1 мм2/с |
Необходимо обратить внимание на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от:
- мощности стартера
- минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя,
- от производительности масляного насоса,
- от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта
- и многих других конструкционных, технологических и эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификации водителя и др.).
Редакция SAE J-300 от 2015 г. включает в себя 6 зимних и 8 летних классов моторных масел:
- Зимние содержат в обозначении букву "W" (от англ. "Winter" - зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
- Летние обозначаются - 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).
- Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 0W-20.