Организация JASO (Японская организация автомобильных стандартов) устанавливает эксплуатационные характеристики, которые наиболее часто применяются к маслам для двигателей мотоциклов, поскольку Япония является экспортером мотоциклов №1 в мире.
Также применяются системы критериев TISI (Тайский институт промышленных стандартов) и API (Американский институт нефти).
Классификация моторных масел для двухтактных двигателей мотоциклов
Организация JASO установила следующие эксплуатационные уровни моторных масел для двухтактных мотоциклов:
FA, FB, FC, FD
Различия между данными эксплуатационными уровнями:
- моющие свойства
- смазывающие свойства
- токсичность выхлопных газов
- дымность
Основной проблемой двухтактных двигателей, работающих на высоких оборотах и при экстремальных рабочих температурах, является коксуемость поршней. Для предотвращения коксуемости в данных двигателях необходимо использовать моторные масла с высокими моющими свойствами. Поэтому в 2004 году был принят новый класс моторных масел для двухтактных двигателей JASO FD. Моторные масла, отвечающие требованиям данной спецификации, обладают высокими моющими свойствами. Однако использование масел с более низкими эксплуатационными уровнем JASO FB, FC также имеет свое обоснование, поскольку на дорогах, можно увидеть не только высокоскоростные мотоциклы.
Система классификации TISI применяется, в первую очередь, в Таиланде и других странах Азии. В данной системе также определяются требования к моющим и смазывающим свойствам моторных масел, а также требования по дымности.
Эксплуатационный уровень моторных масел для двухтактных двигателей по классификации API:
ТА, ТВ, ТС
Согласно требованиям API, для определения эксплуатационного уровня, моторные масла проходят стендовые испытания на двигателях, в ходе которых определяется:
- износ колец
- отложения на поршне
- отложения в камере сгорания
- отложения на выпускных окнах
Международная система классификации моторных масел для двухтактных двигателей ISO Global system существует с 1998 года. Требования к эксплуатационным свойствам масла:
- ISO-L-EGB идентичны требованиям JASO FB
- ISO-L-EGС идентичны требованиям JASO FC
- ISO-L-EGD отличается от JASO FD более жесткими требованиями к моющим свойствам масла и отложениям на юбке поршня
Классификация моторных масел для четырех тактных двигателей мотоциклов
Стандарт JASO T 903:2016 определяет эксплуатационный уровень моторных масел для четырех тактных двигателей мотоциклов в соответствии с классификацией API, а также их фрикционные свойства по четырем классам:
MA, MA1, MA2, MB
Данные четыре класса отличаются между собой требованиями к фрикционным свойствам масла, которые обеспечивают работу мокрого сцепления.
Основные параметры, определяющиеся в стандарте JASO T 9003:2016:
- DFI (Dynamic Friction Index - Индекс динамического трения) – чувствительность сцепления и как быстро передается мощность в условиях проскальзывания
- SFI (Static Friction Index - Индекс статического трения) – сопротивление проскальзыванию при большом крутящем моменте. Начальная сила трения при разгоне
- STI (Stop Time Index - Индекс времени остановки) – как быстро происходит сцепление. Показатель скорости переключения передач в сцеплении
Тестируемые параметры |
Эксплуатационные уровни JASO |
|||
MA |
MA2 |
MA1 |
MB |
|
DFI (Индекс динамического трения) |
1,35 - 2,50 |
1,50 - 2,50 |
1,35 - 1,50 |
0,40 – 1,35 |
SFI (Индекс статического трения) |
1,45 - 2,50 |
1,60 - 2,50 |
1,45 - 1,60 |
0,40 – 1,45 |
STI (Индекс времени остановки) |
1,40 - 2,50 |
1,60 - 2,50 |
1,40 - 1,60 |
0,40 – 1,40 |
Несмотря на то, что в стандарте JASO T 903:2016 эксплуатационный уровень моторного масла определяется в соответствии с классификацией API, в четырехтактных двигателях мотоциклов, которые оснащены мокрым сцеплением, нельзя использовать моторные масла для бензиновых двигателей автомобилей. Связано это с тем, что в перечень испытаний по классификации API не входят испытания для определения фрикционных свойств масла, характеризующих его работу в мокром сцеплении мотоцикла.
На сегодняшний день JASO является единственной организацией, которая устанавливает все необходимые требования для моторных масел, предназначенных для четырехтактных двигателей мотоциклов с мокрым сцеплением.