Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.
Основные отличия масел категории ILSAC
- малая летучесть (по NOACK или ASTM);
- хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors);
- низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
- обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
- малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора)
Классификация ILSAC для бензиновых двигателей.
При разделении моторных масел на классы Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов в значительной степени опирается на классификацию по API. Так, здесь предусмотрено пять категорий для бензиновых двигателей, дизельные двигатели не вошли в классификацию ILSAC.
Категория качества | Описание |
GF-1 | Устарела, введена в 1996 г. Соответствует требованиям качества классификации API SH, классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40, 50, 60 |
GF-2 | Устарела, введена в 1997 г. Соответствует требованиям качества классификации API SJ, классы вязкости SAE 0W-20, SAE 5W-20 |
GF-3 | Ведена в 2001 г. Соответствует требованиям качества классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к классам ILSAC GF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими. |
GF-4 | Ведена в 2004 г. Соответствует требованиям качества классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами восстановления отработанных газов. |
GF-5 | Введена 1 октября 2010 г. Соответствует требованиям качества классификации API SN. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30. Отличается от категории GF-4 улучшенным энергосбережением на 0.5%, усиленными противоизносными свойствами, обеспечивает сниженное образование осадка в турбине, ощутимое снижение нагара в двигателе. |
GF-6 | Спецификация ILSAC GF-6 в настоящее время находится в разработке и, вероятно, будет разделена на две подспецификации. ILSAC GF-6A станет полностью совместима с предшествующей ILSAC GF-5, но предложит улучшенную экономию топлива, защиту двигателя и улучшенные свойства для поддержания долговечности систем. ILSAC GF-6B будет обладать характеристиками, схожими с ILSAC GF-5A, но вместит в себя масла с пониженной вязкостью, наподобие xW-16, чтобы достичь экономии топлива, предлагаемой новым классом вязкости SAE 16. |
В наших магазинах представлены автомасла с классификацией ILSAC:
Подробно о ILSAC GF-5. Сравнение с GF-4
GF-5 – это категория масел, принятая 1 октября 2010 г. Имеются множество статей, посвященных этой теме. Поэтому кроме основных понятий наша компания попытается осветить те данные, о которых написано на просторах российского интернета меньше всего.
Далее, говоря SN/GF-5, как о одном новом понятии, хотелось бы разграничить, так как каждое из них несет в себе немного различное содержание и требования (конкретнее, маркировка GF-5 подразумевает более жесткие требования)
Сравнительная диаграмма свойств масел по спецификации ILSAC
Основными моментами, претерпевшими изменения в процессе т.н. апгрейда GF-4 ⇒GF-5, являются следующие 3 пункта:
-Энергосберегающие свойства а также акцент на увеличении срока этих свойств.
-Усиленные противоизносные свойства (масла для лучшей защиты) двигателя
-Совместимость с системами по контролю эмиссии вредных веществ.
Разберемся подробнее в ILSAC_GF-5. Самое основное изменение – это усиленные энергосберегающие свойства, о наличии которых свидетельствует отметка GL-5. Конечно не самый большой прорыв в технологиях (на около 0,5% больше чем GF-4), поэтому на сколько стало лучше судить не легко.
Изменился и метод лабораторных испытаний с Sequence VIB на Sequence VID
То есть, обновлен вид двигателя, применяемого при испытаниях. До сегодняшнего дня в испытаниях применялся ДВС V8 4.6L марки ФОРД 1993 года выпуска. Он, будучи устаревшим, не в полной мере отвечал современным требованиям, присущим нынешним авто, а также имел определенные отклонения в расчетах, которые не давали необходимой точности. Теперь же было принято решение применять ДВС V6 3.6L марки GM 2008 года выпуска. Таким образом увеличена степень доверия к результатам испытаний.
Дополнительный метод термического испытания окислительной стойкости
Все масла категории SM в обязательном порядке проходят тест на окислительную стойкость TEOST MHT-4. В дополнение к этому категория GF-5 подразумевает доп.тест TEOST-33С.
Повторюсь, это не изменение, а дополнение еще одного метода. А именно, при проведении TEOST-33С наблюдают за степенью повторного появления осадка в турбине. Данный тест показывает, что масло может быть применено в турбодвигателях. Поэтому можно советовать масла категории SN/GF-5 владельцам таких авто.
Стоит также отметить, что категории GF-2 также проходили испытания TEOST-33С, по результатам которого было отмечено снижение образования осадка (лакового отложения на нагретых деталях)в 2 раза с 60 мг до менее 30 мг.
О содержании серы и фосфора
Также как и в случае с категорией SM/GF-4 содержание фосфора строго ограничено на уровне от 0,08 до 0,06%, поэтому показатели противоизносных свойств не снизятся, но при этом, введено ограничение на кол-во испаряемого фосфора. Это означает, что фосфорсодержащие присадки будут стабильнее и не будут терять своих свойств.
Что касается серы, то есть одно изменение только в части вязкости 10w-30, где ее содержание снижено с показателя 0,7% до 0,6%. Показатели остальных продуктов остались неизменны с GF-4 на уровне 0,5%. Снижение уровня серы достигается путем использования более совершенных базовых масел, концентрация серы в которых меньше.
Напомним, что повышенная концентрация серы и фосфора отрицательно влияет на эксплуатационные качества катализаторов дожига и нейтрализаторов, при этом данные компоненты в ходят в наиболее важные присадки. Поэтому сохранить баланс между одними свойствами масел, не допустив снижение других, является очень важным аспектом в свете последних требований к данному продукту.
Кстати, все вышеуказанные свойства соответствуют и иногда превосходят по своим показателям стандарты регламентируемые допусками автоконцернов. (MB 229.5: Сера 0,5% Фосфор 0,11%)
Основным аспектом данной категории являются выраженные свойства, препятствующие появлению отложений. Пожалуй, это самое ощутимое для автолюбителей изменение обусловленное повышением категории. Напомним, на что это влияет. Масла теряют свои свойства будучи использованными длительное время в жестких условиях.
Процесс т.н. старения масла выглядит следующим образом:
A:Горючее→углеводороды→сажа→шлам (нагар)→старение масла B:Горючее→сера→производные серной кислоты→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла C: Масло→углеводороды→производные оксидантов→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла D:Примеси→абразивные вещества, вода, пыль→шлам (нагар)→старение масла |
Изменения в классификации вязкости
Вслед за изменениями в положении SAE J300 минимально-допустимое значение HTHS (High Temperature High Shear Rate, т.е. высокая температура - высокая прочность на сдвиг или стабильность масла.), т.е вязкость при высокой температуре 150 град и высокой скорости сдвига — этот показатель характеризует работу масла в подшипниках коленчатого вала при его высокой скорости вращения. Измеряется в вmPa.s
Применительно к вязкостям 0W,5W,10W-40 этот показатель увеличен с 2.9 до 3.5 cp. Что касается вязкостей 15W и 20W, то показатель остался на прежнем уровне – 3.7cp. То есть, в рамках категории SN масла с верхним пределом вязкости 40 должны иметь показатель идентичный требованиям европейских автопроизводителей ACEA A3 (HTHS более 3.5 cp. При 150 градусах). Также, данные масла стали отвечать требованиям ACEA, в которых совместимость с сальниками – обязательна, что является несомненным преимуществом для владельцев европейских авто. Внесен пункт совместимости с биотопливом Е85
Вот только то небольшое описание основных изменений, связанных с появлением новой категории. Резюмируя, отмечу наличие преимуществ присущих GF-5 а также улучшенных качеств и совместимости с сальниками самой категории SN.
Сравнение ILSAC GF–5 и API SN
Требования |
Специфическая вязкость SAE |
ILSAC GF–5 |
API SN для ILSAC классов |
API SN для прочих классов |
API SN ресурсосбережение |
Тест на пену метод А |
|
1 мин |
1 мин |
10 мин |
1 мин |
Фосфор, мин % |
|
0,06 мин |
0,06 мин |
0,06 мин |
0,06 мин |
Фосфор, макс. % |
0,08 макс |
— |
— |
0,08 макс |
|
Удержание фосфора, % |
79 мин |
— |
— |
79 мин |
|
Стенд TEOST MHT–4 мг |
|
35 макс |
35 макс |
45 макс |
35 макс |
Стенд TEOST 33С, мг |
Для 0W20 |
|
|
|
|
Совместимость с эластомерами |
|
Да |
Да |
Да |
Да |
Индекс застывания (желирования) |
|
12 макс |
12 макс |
— |
12 макс |
Стойкость к эмульгированию |
|
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Сера, % макс. |
0W и 5W |
0,5 макс |
Нет |
Нет |
0,5 макс |
Сера, % макс. |
10W |
0,6 макс |
Нет |
Нет |
0,6 макс |
Стенд ROBO Seq.IIIGA |
|
Да |
Да |
Нет |
Да |
Seq.VID |
0W–X |
2,6/1,2 мин |
Нет |
— |
2,6/1,2 мин |
Seq.VID |
5W–X |
1,9/0,9 мин |
Нет |
— |
1,9/0,9 мин |
Seq.VID |
10W–30 |
1,5/0,6 мин |
Нет |
— |
1,5/0,6 мин |
Испытания моторных масел ILSAC и API
Категория ILSAC |
GF–1 |
GF–2 |
GF–3 |
GF–4 |
GF–5 |
||
Категория API |
SH |
SJ |
SL |
SM |
SN |
||
Год введения |
1992–93 |
1996 |
2001 |
2004–05 |
2010 |
||
Испытания и параметры |
|||||||
Защита от коррозии |
Seq.lllD |
llD |
Ball Rust |
Ball Rust |
Ball Rust |
||
Коррозия подшипников, стабильность сдвига |
L–38 |
L–38 |
Seq.Vlll |
Vlll |
Vlll |
||
Износ и вязкостные присадки |
Seq.lllE |
lllE |
lllF |
lllG & lllA |
lllG & ROBO |
||
Износ клапанов |
— |
— |
Seq.lVA |
lVA |
|||
Низкотемпературные отложения |
Seq.VE |
VE |
VG |
VG |
VG |
||
Экономия топлива |
Seq.VI |
VIA |
VIB |
VIB |
VID |
||
Вязкость |
Sae J300 |
Sae J300 |
Sae J300 |
Sae J300 |
Sae J300 |
||
Содержание фосфора |
0.12 макс |
0.10 макс |
0.10 макс |
0.06–0.08 |
0.06–0.08 |
||
Способность удерживать фосфор |
— |
— |
— |
— |
79% |
||
Содержание серы, % |
— |
— |
— |
0.5–0.7 |
0.5–0.6 |