Рама велосипеда
Одним из ключевых конструктивных элементов велосипеда любого типа является его рама, к ней крепятся все другие его компоненты.
Современные материалы и технологии позволили разработать новые концепции велосипеда и широко использовать амортизационные вилки и задние независимые подвески различных типов.
Наиболее традиционный материал, используемый для изготовления качественных рам — легированные стали, они недорогие и достаточно прочные, но это самый тяжелый из применяемых материалов и к тому же подвержен коррозии.
Второй материал, получающий все большее и большее распространение — это различные сплавы алюминия, сочетают в себе легкость и прочность, практически не подвержены коррозии, но могут накапливать «усталость».
Более дорогие велосипеды делают из титана или карбоновых волокон. Они почти лишены недостатков, и поэтому цена на них непомерно высока.
Так же на раме присутствует такой элемент, как «Петух». Петух это металлический кронштейн, на который крепится задний переключатель. Бывает несъемным и съемным. В рамах высокого уровня он обязательно съемный. Чтобы в случае его повреждения была возможность его замены.
Вилка
Служит для соединения переднего колеса, руля и рамы. Вилка бывает двух типов – жесткая и амортизационная. Жесткую вилку ставят, в основном, на велосипеды нацеленные на скорость - шоссейные, туристические и трековые модели, а амортизационную вилку, на горные велосипеды и гибриды. Амортизационные вилки повышают комфортность езды по неровной поверхности, улучшают сцепление с дорогой на неровностях. Они более дорогие, тяжёлые и при педалировании поглощают часть энергии. Амортизационные вилки различают по длине хода (от 80мм до 200 и более мм) и типу механики - воздушные, масляные, эластомерные и смешанных типов.
Задний амортизатор
Задний амортизатор, как и передний (вилка), съедает часть усилий велосипедиста и добавляет веса велосипеду, но дает комфорт и управляемость велосипеду.
Рулевая колонка
Обеспечивает свободное вращение руля. Состоит из 2 частей нижнего и верхнего подшипника.
Вынос руля
Вынос руля во многом, определяет посадку велосипедиста. Подбирая подъем и длину выноса можно принять как прогулочную (практически вертикальную), так и скоростную (более низкую и аэродинамичную) посадку. Существуют регулируемые модели выноса руля.
Руль велосипеда
Руль у велосипеда бывает прямой, выгнутый (Riser)и шоссейный (бараньи рога).
Грипсы
Грипсы - это ручки надеваемые на руль для удобства управления. Грипсы могут быть резиновые, паралоновые, гелевые и т.д.
СИСТЕМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
В простейшем случае велосипед имеет только по одной ведущей и ведомой звезде. Однако максимальную мощность человек развивает при достаточно узком диапазоне усилий, поэтому многие велосипеды оборудованы механизмами переключения скоростей.
Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобрёл известный итальянский велосипедист Туллио Кампаньоло в 1950 г. Звезды (как сзади, так и спереди) смонтированы в блоки, и переключение осуществляется с помощью бокового смещения цепи направлением её на нужную звезду.
Основные элементы системы переключения передач
Манетки
Механизмы управления переключением передач. Бывают совмещены с тормозными ручками (моноблоки или комборучки).
Виды: Грипшифты, стандартные манетки, моноблок.
Передний переключатель
Передний переключатель это механизм, обеспечивающий переход цепи по звездам системы. С помощью системы тросов он подсоединен к манетке. Передний переключатель это один из самых неприхотливых механизмов в велосипеде.
Задний переключатель
Устройство перебрасывающее цепь на разные звезды кассеты. Он так же подсоединен к манетке с помощью системы тросов. Но в отличие от переднего переключателя это, довольно хрупкий механизм, который в силу конструктивных причин постоянно открыт воде и грязи, поэтому, он требует постоянного ухода.
Состав: Корпус, пружина, лапка (натяжитель), ведущий и ведомый ролик.
Система тросов
Отходящие от манеток (моноблоков) тросы, передают усилие от рук велосипедиста к переключателям скоростей (и тормозной системе).
Система
Это набор из передних звезд и шатунов. Обычно, состоит из трех, реже двух или одной звезды. У горных велосипедов количество зубцов на звездах обычно 48,38,28 или 42(44-46),32,22. Некоторые системы, оборудуются защитным пластиковым кольцом - это предохраняет одежду от попадания между зубьями и цепью. Система крепится к раме с помощью каретки
Каретка
Представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла - передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями.
Также существуют варианты, когда подшипники вынесены за пределы кареточного узла.
Педали
Педали бывают двух принципиальных типов - обычная платформа (с которыми можно ездить в любой обуви) и контактные педали (требуют специального крепления на велотуфлях). Последний тип педалей значительно улучшает скорость и технику педалирования, поскольку Вы передаете усилие на вращение системы не только при нажатии на педаль, но и при подьеме ног. Педаль пристегивается к ноге особым контактом на ботинках.
Кассета
Задний набор звездочек. У горных велосипедов количество зубцов на задних звездах обычно находится в промежутке 11-34. Число зубьев на системе относительно зубьев на кассете, называют “передаточным отношением”. На современном велосипеде, количество звезд кассеты составляет от 6 до 10. Большее количество звезд, дает значимый прирост возможных передаточных отношений с кассетой, что позволяет выбрать комфортную передачу для любого уклона дороги и это позволяет заехать на очень крутой склон или быстро с него съехать.
Цепь
Цепь это самое сложное механическое устройство в велосипеде. Осуществляет передачу крутящего монета от системы передних звезд на заднее колесо. Цепь постоянно подвержена износу и подлежит постоянному уходу, смазке и своевременной замене.
СИСТЕМА ТОРМОЖЕНИЯ
Тормоза
Один из важнейших компонентов велосипеда. Служит для остановки велосипеда.
Основные виды:
ободные тормоза - тормоза клещевого типа, это V-brake или кантилеверные тормоза, зажимающие обод колеса велосипеда.
дисковый тормоз - тормоза, где торможение происходит за счет сжатия диска закрепленного на втулке колеса (как в мотоциклах, машинах).
Тормоза могут быть гидравлическими и механическими.
КОЛЕСА
Втулки колеса
Сложный закрытый от грязи механизм, который обеспечивает вращение колеса на оси. Подвергается большим нагрузкам, поскольку, на него приходится весь вес велосипедиста и велосипеда. Существует множество видов втулок, которые предназначены для разного типа нагрузки, вида тормозов и количества спиц.
Бывает на насыпных подшипниках и промах.
Обод колеса
От прочности обода колеса, зависит долговечность колеса в целом и, во многом, скорость велосипеда. Для горного велосипеда стандартный диаметр колеса 26″ (но есть модели и 29″).
Бывают алюминиевые, карбоновые, двойные и одинарные.
Покрышка
От типа покрышки прямо зависит устойчивость велосипеда на разных типах дорожного покрытия и скорость. Покрышки различают по плотности резины, виду протектора и ширине. Покрышки без протектора или с маловыраженным рисунком, называют “слик”, с чистым верхом, но боковыми шипами (грунтозацепами) - “полуслик” и, наконец, “шиповка”, чья рабочая поверхность имеет ярко выраженный протектор.
Седло
Часть велосипеда, с которой велосипедист соприкасается в течении всей поездки. Правильный и вдумчивый подбор седла для своего стиля катания крaйне важен. Шоссейные седла узкие и длинные, седла для горных велосипедов более широкие.
Подседельный штырь
От высоты подседельного штыря прямо зависит посадка велосипедиста и расстояние ног до земли. Подседельные штыри бывают : жесткие - алюминиевая, стальная или углепластиковая трубка с креплением для седла и амортизационные.
Эксцентрик
Подседельный хомут. Зажимает подседельный штырь в раме. Бывают с эксцентриком или на обычном болте (дешевые модели).